Российские банки могут заставить отказаться от навязанных клиентам условий

от Natali | в категории Житейское, Интересно, Полезное | 02-10-2017

0

Правительство России предложило разработать перечень недопустимых договоров, сообщает «Deita.ru»

В России может появиться перечень условий договоров, грубо нарушающих права потребителей. Согласно утвержденной Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей, требования договоров, содержащие недопустимые по отношению к потребителю условия сделки, включенный в данный список, могут быть признаны недействительными.

Предлагаемый реестр относится к большинству коммерческих сделок: продаже различных товаров, долевому строительству и банковским услугам. В последнем случае появление подобного механизма может существенно ограничить аппетиты российских банков в навязывании всевозможных страховок и прочих дополнительных услуг.

По устоявшейся на сегодня традиции, клиент покидает отделение банка ни только с «кредитом на самых выгодных условиях», но и внезапно оказывается застрахованным на все случаи жизни. Порой улыбчивые банковские клерки умудряются "впарить" безропотному клиенту до 5 самых разных страховок «в подарок» - естественно такие «дары» оплачивать придется из своего же кармана. Как правило, у таких клиентов и выбора-то особого нет. Договор на подписание предоставляется типовой и безальтернативный: нужен кредит – значит подписывай, не нравятся условия – не подписывай.

Вместе с тем, и сами граждане нередко к делу принятия на себя финансовых обязательств подходят чисто формально, полностью доверяясь словам менеджера. Максимум, уделяя чтению договора один беглый взгляд. И это при том, что пресловутый «мелкий шрифт» в договорах уже не практикуется.

Просветление, как правило, находит на доверчивых граждан уже вне стен отделения банка. Пытаясь найти ответ на вопрос – «Почему так дорого?», клиент наконец-то удосуживается внимательно проштудировать договор и натыкается на ряд «сюрпризов» - лишние платежи, «мутные» комиссии, непомерные штрафы, необязательные страховки.

Доказать факт введения в заблуждение и попытаться оспорить условия договора в подобных случаях хоть и сложно, но можно. Судебная практика на сей счет богата различными прецедентами выигранных клиентами банков дел. Однако большинство, немного по возмущавшись перед менеджером, предпочитает все-таки «платить и не фонить».

Предложение о введении обязательного перечня запретных условий, конечно же, может слегка подкорректировать кабальные пункты договоров, но существенного облегчения на положение заемщиков не возымеет, полагают эксперты.

«Пока не ясно, какую правовую форму будет иметь данный список. Вопрос в том, не ограничит ли он право граждан на получение различных финансовых и правовых услуг. Ведь не исключено, что клиент сам желает в дополнение к кредиту быть застрахованным, получать платные СМС-рассылки и т.д.

Второй момент в том, что сама формулировка «нечестные», «несправедливые» условия - очень размыта. Предположим, банки перепишут, в этом понимании, некоторые условия договоров, но, что им мешает заменить формулировки, не меняя при этом сути» - говорит один из опрошенных «Deita.ru» специалистов.

Как считает собеседник агентства, ничего не мешает банкам пункты, не входящие в основной договор, оформлять отдельной формой. Таким образом формально разграничивая одни требования договора от других.

«К примеру, так сейчас некоторые банки поступают со страхованием. По сути, страховка и кредит разные, не влияющие друг на друга услуги. Банки являются лишь посредниками в вопросе реализации дополнительных услуг.

Несмотря на это, страховые обязательства вроде как добровольные, но распечатываются на подпись менеджерами они всегда в комплекте с основным договором и «предлагаются» на безальтернативной основе».

Между тем, в п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей прямо гласит следующее:«запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)».

А следующим пунктом говорится о том, что «продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».

«Обременение различными проблемами материального характера толкает людей подписывать банковские договоры не глядя.

Естественно, когда некоторые граждане в последствии пытаются отменить какие-либо из его пунктов, не каждая кредитная организация соглашается пойти им навстречу. Судебная практика по таким спорам неоднозначная – некоторые суды встают на сторону потребителя, некоторые - нет» - говорит эксперт в области финансовых споров Андрей Хе.

Если предложение о создании специального реестра недопустимых условий найдет отражение в нормативно-правовых актах, касающихся защиты прав потребителя, то это будет большим шагом в сторону потребителя, считает юрист.

«Когда у потребителя на руках подписанный им экземпляр сделки, суд часто указывает на то, что он имел возможность ознакомиться со всеми условиями перед подписанием. В договоре так и указано «со всеми условиями ознакомлен», что-либо пересмотреть в таком случае весьма проблематично».

«Люди идут за деньгами и не вдаются в подробности. Лишь бы получить нужную сумму. Только в последствии узнают про все нюансы сделки, а то и вовсе находятся в неведении, за что, собственно, они платят до конца исполнения обязательств».

Дополнительным способом защиты потребителей от нарушающих их права договоров, по мнению юриста, могло бы стать внесение требований для банков и иных организаций об обязательном устном информировании клиентов об условиях договора с одновременным ужесточением ответственности за нарушение данной нормы.

Читайте также:

Написать комментарий

68 / 1,492 / 13.73mb