Михалков: не чувствую себя человеком, который ошибся

от Natali | в категории АКТУАЛЬНО, Интересно, Шоубиз | 05-05-2011

0

Знаменитый режиссер дал эксклюзивное интервью КM.RU

Буквально через несколько дней Россия будет отмечать великий праздник - День Победы. Накануне на Красной площади прошла очередная репетиция праздничного парада, который вся страна будет смотреть 9 мая.

Свой подарок к памятной дате есть и у известного кинорежиссера Никиты Михалкова: в прокат выходит его фильм «Утомленные солнцем - 2: Цитадель».

Эта работа мастера завершает кинотрилогию о комдиве Котове, составными частями которой являются вышедшая в 1994 году лента «Утомленные солнцем», награжденная премией «Оскар», а также вышедший на экраны в апреле прошлого года фильм «Утомленные солнцем - 2: Предстояние».

Можно не сомневаться, что новый фильм Никиты Михалкова вызовет столь же острую дискуссию, как и предыдущая его работа (тем, кто хочет освежить в памяти дискуссию, последовавшую за выходом «Предстояния», рекомендую перечитать статью Александра Владимирова «О Великой Победе, «сталинизме» и их Предстоянии»).

Сам режиссер спокойно относится ко всем критическим замечаниям в свой адрес. В эксклюзивном интервью для KM ТV он подчеркнул, что те зрители, которые не могли принять и понять «Предстояние», искали там все время фактологических, батальных подтверждений реалий войны. «А это - притча», - пояснил Михалков. По его словам, разница между двумя частями «Утомленных солнцем - 2» в том, что «Предстояние» - это метафизика разрушения, а картина «Цитадель» - это метафизика созидания».

«Первая часть построена на законченных новеллах, но с перебросками - 1941-й, потом - 1943-й, 1942-й, опять 1943-й, опять 1941-й; это были законченные новеллы. Почему законченные новеллы были нужны? Потому что меня очень интересовало, как происходит трагедия и из чего. Не просто прошить картину страшными сценами, а увидеть, как рождается ужас», - рассказал режиссер в интервью KM ТV. «Есть в России такая присказка: «Кто верит в случайность - не верит в Бога». Это все - не случайность, а определенная цепь событий, которые ведут к разрушению», - охарактеризовал режиссер первую картину дилогии. В противоположность первой картине, «Цитадель» - это «обратная цепь событий, которая ведет к созиданию». «Очень важно понимать, - подчеркнул Михалков, - что эта картина - про чудо. Это - картина о сострадании, о любви, о чуде, о счастье».

По словам режиссера, когда он снимал первых, оскароносных «Утомленных солнцем», у него не было мысли делать три полотна, объединенных общими персонажами. Позднее, когда у него появилась идея снять картину о войне, он подумал, что «ближе всего к этому - возможность разрабатывать те персонажи, тех героев, те характеры, которые мне уже известны и которых я люблю и знаю». При этом Никита Михалков подчеркнул, что хотя все части фильма, казалось бы, связаны, но «абсолютно спокойно можно смотреть каждую картину в отдельности». «Это очень важно. Мы специально шли по тому пути, который как бы дает возможность быть самостоятельными этим произведениям, - подчеркнул мастер. - Можно смотреть первую картину и получить чувственную информацию о том, что такое 1941 год в войне, и смотреть вторую картину о том, когда развернулась война в сторону Запада».

Михалков подчеркивает, что у него нет педагогических задач, он не собирается «воспитывать» или «преображать» зрителя, хотя и сетует, что «люди разучились работать в кино». Во многом это вина не их, а самих кинематографистов, считает режиссер: они приучили зрителя к тому, «что кино - это гарнир к попкорну, а не наоборот». Это, по его словам, безусловно, трагедия, но не повод, чтобы не снимать такого кино, над которым зрителю «надо работать».

На вопрос журналиста КM.RU, удастся ли, на взгляд режиссера, «Цитадели» избежать той порции критики (во многом незаслуженной), которая досталась фильму «Утомленные солнцем - 2: Предстояние», Никита Сергеевич ответил:

«Я вам скажу такую вещь. Я не чувствую себя человеком, который ошибся или обиделся. Не потому, что так в себе уверен, а потому, что я знаю цену этой истории, равно как и цену этой победы. Я ее чувствую, потому что я знаю, что не бывает так, чтобы Господь попустил 8 лет работать, и чтобы это было впустую, и чтобы 500 человек не хотели заканчивать съемки, потому что им хорошо вместе и потому что они делают одно дело.

Так не бывает, понимаете? Да, зритель разучился работать в кино, это правда. Но дело в том, что это - долгоиграющая картина, это - не картина одного дня. К ней будут возвращаться. Уверяю вас: пытливые люди, серьезные люди, волнующиеся люди будут к этой картине возвращаться.

Повторяю, не потому, что я ее считаю такой хорошей, а потому, что в ней заложено такое количество знаков, месседжей, образов, символов, метафизики, что гарантирую: каждый, кто будет вновь смотреть картину, пытаясь понять, будет находить что-то новое в ней. И это будет довольно долго».

Полностью эксклюзивное интервью Никиты Михалкова и композитора Эдуарда Артемьева смотрите в эфире программы «Конференции» на КМ ТV.

Источник: km.ru

Читайте также:

Написать комментарий

64 / 0,663 / 13.64mb