Бурков не умел идти по головам
от Natali | в категории Не совсем обычно, но бывает..., Шоубиз | 24-08-2010
0
Этот актер сыграл более чем в восьмидесяти фильмах, но везде был лишь королем эпизода.
Следователь в «Стариках-разбойниках», человек, который «за машину родину продал» из фильма «Гараж», «англичанин» Робинзон из «Жестокого романса»… В лицо его знали все. И все были уверены, что и в жизни Бурков такой же выпивоха и балагур. Внешне, в общем, все так и было…
Георгий Иванович, который, подобно герою фильма «Москва слезам не верит», для своих друзей и знакомых был то Жорой, то Гошей, то Гогой, начал свою карьеру поздно.
Покорять Москву приехал из Перми, уже когда ему было 32 года.И так и не смог получить высшее театральное образование.В вуз его не принимали из-за неразборчивой речи. А потом это стало фишкой артиста. Слава к начинающему актеру, болтающемуся по провинциальным театрам, пришла после фильма Рязанова «Зигзаг удачи». Там он сыграл выпивоху-фотографа, который считал вместе с героем Леонова, сколько бутылок водки можно купить на десять тысяч рублей. Этот фильм принес актеру удачу. Он же закрепил за ним имидж «спившегося интеллигента».
– К нам приходили домой незнакомые люди, и неизменно с бутылкой в руках, – вспоминает вдова Буркова Татьяна Ухарова. – Все были уверены, что он любит выпить. Так оно и пошло. Когда мы регистрировались, муж даже на меня упал в загсе. Но тогда меня это больше смешило… Я знала: за маской балагура прячется трагическая личность. Дома Гоша был серьезным, вел дневник…
Дневники Буркова сохранились. В них он – совсем другой человек. Неудовлетворенность, мрачные предчувствия постоянно терзали его. Он сравнивал себя с Гамлетом, философствовал: «Москва – волчий город, – пишет Бурков. – Мы – млекопитающие среди динозавров. Надеюсь, они умрут, а мы выживем».
Когда Буркову дали шанс – взяли его в Театр имени Станиславского, он тут же этот шанс чуть не пропил. На первый спектакль просто не явился! Буркова чудом не уволили, сделали исключение ради его таланта. Вместе с женой, которая поссорилась из-за такого мужа с родителями, они слонялись по коммуналкам. Спали на полу, на работу ходили пешком, чуть ли не голодали… Но их спасала любовь: с этой женщиной Бурков прожил всю жизнь и воспитал дочь Машу. Однако даже после рождения ребенка Георгий Иванович то и дело погружался в депрессию. Тень Гамлета беспокоила его. Он мучился от того, что еще ничего серьезного ни в кино, ни в театре не сыграл. Вот он пишет в своем дневнике: «Мне исполнилось тридцать семь лет. Готов играть Гамлета, Дон Кихота… Отвечаю за гениальность исполнения. Через год играть Гамлета – это приказ».
Но выполнить приказ, данный самому себе, Бурков не смог. Его не приглашали на серьезные роли. Он перешел во МХАТ, а обстановка в восьмидесятые годы там располагала к возлияниям. О том, как пили мхатовцы, ходили легенды.
– Однажды руководитель театра Олег Ефремов запретил всем пить, видимо, потому, что сам завязал, – рассказывает режиссер Роман Виктюк. – Он проверял актеров на трезвость при входе в театр, они дышали в трубки! Потом дышали в гримерках… А на сцену выходили подшофе! Как это получалось? Оказалось, что Бурков придумал делать клизму из водки! Человек пьянел, а запаха не было!
Такой образ жизни закончился тем, что Буркову пришлось лечь в больницу, чтобы лечиться от хронического алкоголизма. Он смог взять себя в руки и снова оказаться в строю. Рязанов пригласил его на съемки фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», где он играл одного из друзей Жени Лукашина в бане.
– Эти съемки были для Жоры настоящей трагедией, – вспоминает Александр Ширвиндт. – Потому что он был в завязке. А нам удалось втайне от Рязанова протащить на съемки водку, которую мы добавляли в пиво. У него же в бокале был чай…
После выхода «Иронии…» Буркова опять чествовали как короля эпизодов, опять он сыграл алкоголика. Предложениями сыграть Гамлета или короля Лира и не пахло… Как свет в окне пришла дружба с Василием Шукшиным.
– Так, как Шукшин дружил с Бурковым, он не дружил ни с кем! – вспоминает Эльдар Рязанов. – Они могли часами молчать. Один начинал фразу, другой завершал ее. После знакомства с Шукшиным Бурков сказал: «Я встретил человека!»
Как известно, именно Бурков первым обнаружил Шукшина мертвым, они вместе были на съемках. Смерть друга потрясла Георгия Ивановича и в сущности самого его привела к гибели. Ведь инфаркт он получил, обивая пороги чиновников, пробивая и Центра Шукшина.
– Мы не понимали, что с ним происходит, он стал часто уставать, говорил: «Я полежу», – вспоминает вдова актера. – А внутри у него уже происходили микроинфаркты…
В тот момент, когда Бурков умер, рухнула несущая стена в его загородном доме, который он построил своими руками.
– Это поразительно, но это факт, это видели все жители поселка! – вспоминает Лев Дуров, сосед артиста по даче. – Дом рухнул, как снаряд попал, кирпичи разлетелись на 10–15 метров.
Причем совпадение не в минутах, а в каких-то секундах.
А ведь его ждала серьезная роль: Рязанов планировал пригласить Буркова на главную роль в фильме «Небеса обетованные».
Артист не дождался серьезной роли буквально несколько дней…
http://www.sobesednik.ru/culture/tz_27_10_burkov/