2 августа — день Ильи-пророка
от Natali | в категории АКТУАЛЬНО, Полезное, Православие | 01-08-2019
0
Ильин день, с которым связано множество обычаев, традиций и примет.
По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии.
Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо.
Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.
Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: 'После дождичка в четверг'.
Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его 'обязанности', став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А 'быстрее коней Ильи только ветер', — гласит пословица.
Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.
— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.
В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.
'Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни'.
Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Нельзя выгонять скот на пастбище, а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день 'весь дикий зверь бродит на свободе'. Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.
Еще нельзя на Ильин день работать.
Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — 'божья пташка', собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.
Еще в Ильин день нельзя купаться.
Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: 'Илья-пророк в реках воду мутит'.
'Мне было лет восемь или девять, — рассказывала крестьянка из Нерчинска собирателю народных рассказов, — я помню, это было в Ильин день. Мужики наши мылись в бане. У нас же в деревне все бани на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в речку ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мищиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья - пророк воду мутит — только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне речки появился из воды кто-то косматый, черный и давай из воды выскакивать. Нырнет — снова вынырнет, нырнет — выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и до самых пят. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, на той стороне, скалы одни. Кто ж там мог быть?! Человек никак не мог'.
Почитание Ильи повсюду отличалось сочетанием языческих и христианских традиций. В Вятской губернии, например, пророка умилостивляли дарами: приносили в церковь ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. В некоторых местах долго сохранялся обычай в Ильин день собирать у церкви рогатый скот. После обедни выбиралось одно животное для ритуального заклания. Его закалывали, разделывали на части по числу мирян, те мясо покупали, а деньги шли потом на нужды храма. В этой традиции ясно просматривается уцелевший от глубокой языческой старины обычай приносить в жертву богу-покровителю стад лучшее животное.
А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь.
После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: 'Илья-пророк три часа проволок'.